"...кукла не принадлежит к миру живых, но и к миру мертвых тоже. Промежуток, грань, обоюдоострый нож. Поэтому кукле разрешено делать то, что запретно и для людей, и для вещей. Выходить за пределы ограничений, положенных материи. Объединять возможное с невозможным. Каким образом? - зависит от кукольника". Генри Л. Олди

Вот уложив всех близких спать, 

Присела с мышкой у экрана. 
И рой задумок в ней опять, 
И вновь она не встанет рано... 

Водушевлением полна, 
Она садится за работу. 
Отстрочка трудная ровна, 
И отгоняет раж дремоту. 

Босые ноги жмут педаль 
И зябнут от ее металла, 
Но утепляться время жаль 
В пылу шитейного запала. 

Еще шажок, рывок, и шов 
Закончен ровно, аккуратно. 
Так новый свитерок готов 
И изукрашен весь занятно. 

И, тайной гордости полна, 
Она нальет покрепче чая 
И встанет с кружой у окна, 
Себе минутку улучая. 

А за окном звезда горит, 
Сияет трепетно, мигает 
И с доброй лаской говорит, 
Портних полночных укоряет: 

"Пора, пора, девчата, спать. 
Пошили? Написали? Съели? 
Тогда быстрей к мужьям в кровать, 
Пока совсем не околели!!!" 

И в спальню каждая бредет, 
Оставив вещь на видном месте, 
А завтра тему вновь найдет, 
Чтоб обсудить поделку вместе....

10 правил эффективного творчества Остина Клеона

Author-with-drawings1

Остин Клеон — это художник и поэт, автор сборника Newspaper Blackout Poems. В марте 2011 года в своем блоге он сформулировал правила эффективного творчества, которые мгновенно его прославили. T&P перевели этот манифест о жизни, работе, интернете, общении и творчестве.

Steallikeanartist

1. Кради как художник

Каждому художнику приходится отвечать на вопрос, откуда он берет свои идеи. Честный художник ответит: «Я ворую их». Вот и все, что можно об этом сказать. Это понимает каждый художник.

Есть 3 слова, которые вселяют в меня надежду всякий раз, когда я их читаю.

Nothingisoriginal

Нет ничего оригинального. Об этом было сказано еще в Библии: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Экк 1:9). В любом новом проекте смешаны элементы старых идей или просто изменяется одна из них.

113artist

В художественных школах всегда показывают один трюк. Нарисуйте на листе бумаги две параллельные линии:

Iiartist

Сколько линий на рисунке? Видна первая линия, вторая, но есть ещё и темная линия между ними. Видите?

1 + 1 = 3.

3pplartist

Есть еще один хороший пример того, о чем я говорю — в генетике. Вы наследуете гены своих отца и матери, но при этом не являетесь только набором родительских черт. Вы — нечто большее, новая версия и родителей, и всех своих многочисленных предков.

Thegenealogyofideas

Вы не можете выбирать родителей, но можете выбирать учителей, друзей, музыку, книги и фильмы.

Jay-z

Об этом говорит Jay-Z в своей книге «Decoded»:

«Мы росли без отцов, поэтому находили их на улицах, в истории, и в какой-то степени это было подарком для нас. Нам приходилось выбирать себе предков, которые бы наполнили мир, который мы собирались построить для себя... Обычно наши отцы уходили, потому что были отвергнуты, но мы брали их старые записи и использовали их, чтобы создать что-то новое».

На самом деле, ты — это то, что ты впускаешь в свою жизнь. Ты — сумма того, что на тебя влияет. Как говорил Гете, «нас создает и формирует то, что мы любим».

Collector

Художник — это коллекционер. Не скупердяй, который собирает все без разбора, а именно коллекционер — который целенаправленно собирает только те вещи, которые действительно любит.

Есть одна экономическая теория — если сложить доход своих пяти ближайших друзей и найти среднее арифметическое, результат окажется очень близким с собственному доходу.

Думаю, то же самое относится и к идейному доходу. Мы настолько же круты, насколько круто наше окружение.

Garbagein

Моя мама любила повторять мне: «Мусор на входе — мусор на выходе». Это сводило меня с ума. Но теперь я понимаю, что она имела в виду. Ваша задача — собирать идеи. Лучший способ для этого — читать. Читать, читать, читать, читать, читать. Газеты, погоду, дорожные знаки, лица незнакомцев. Чем больше вы читаете, тем шире выбор того, что повлияет на вас.

Fbart

Выберите писателя, который вам действительно нравится. Найдите все его произведения. Узнайте, что он сам читал. И прочитайте все это. Взбирайтесь по своему генеалогическому дереву писателей.

Крадите идеи и сохраняйте их на будущее. Носите всюду записную книжку. Пишите в книгах. Вырывайте страницы из журналов и создавайте из них коллажи в своем скрапбуке. Крадите, как художник.

Dontwait

2. Чтобы начать действовать, не нужно ждать

В прошлом году по интернету ходило видео с Рэйном Уилсоном, который играл Дуайта в телесериале «Офис». Рассуждая о творчестве, он сказал именно то, что позволяет стольким людям откладывать свои проекты: «Если вы не знаете, кто вы и для чего живете или во что верите, практически невозможно заниматься творчеством».

Если бы я ждал, когда пойму «кто я» и «для чего живу» до того, как стал «заниматься творчеством», я до сих пор сидел бы без дела, пытаясь найти себя, вместо того, чтобы просто начать что-то делать. По собственному опыту знаю — именно в процессе работы мы понимаем кто мы.

Makethings

Вы уже готовы. Начинайте делать. Возможно, вы напуганы. Это естественно. Есть одна особенность, которая свойственна прежде всего образованным людям. Она называется «синдромом самозванца». Согласно медицинскому описанию, это «психологический феномен, при котором человек не способен адекватно принимать собственные успехи». Он чувствует себя обманщиком, который все делает наугад, а на самом деле даже не понимает, чем занимается.

И знаете что? Никто не понимает. Когда я начал вычеркивать слова из газетных колонок, я не имел ни малейшего понятия о том, что делаю. Я знал только, что это здорово. Это казалось не работой, а игрой. Спросите любого хорошего художника, и он скажет правду — он не знает, откуда берутся шедевры. Он просто делает свое дело. Каждый день.

Fakeittill

Притворяйтесь, пока не начнет получаться. Мне нравится эта фраза. Ее можно понимать двояко: притворяйся, пока не достигнешь успеха, пока все не увидят тебя таким, каким ты хочешь. Или — притворяйся, пока действительно не научишься что-то делать. Мне очень нравится эта мысль.

Justkids

Еще мне нравится книга Патти Смит Just Kids. Это история о том, как два друга приехали в Нью-Йорк, чтобы научиться быть художниками. Знаете, как они это делали? Они вели себя как художники. Мой любимый, ключевой, сюжет книги — Патти Смит и ее друг Роберт Мэплторп, одевшись как бродяги, отправились в Вашингтон-Сквер, где всегда много народа. Одна старушка уставилась на них и сказала мужу: «Сфотографируй их. Думаю, они художники». «Нет, — он покачал головой, — они просто дети».

Весь мир — это сцена. Для творчества вам тоже нужна сцена, костюм и сценарий. Сцена — это ваше рабочее пространство. Это может быть студия, письменный стол или альбом для набросков. Костюм — это ваша рабочая одежда — специальные штаны, в которых вы рисуете, домашние тапочки, в которых пишете, или та забавная шляпа, что вдохновляет вас. А сценарий — это время. Час здесь, час там. Сценарий в пьесе — это только время, отведенное на разные эпизоды.

Притворяйтесь, пока не начнет получаться.

Writethebook

3. Напишите книгу, которую сами хотели бы прочитать

Расскажу короткую историю. «Парк Юрского периода» вышел в прокат, когда мне было 10 лет. Я бредил этим фильмом — как и всякий 10-летний ребенок. В тот момент, когда я выходил из кинотеатра своего провинциального городка, я уже ждал продолжения.

На следующий день я сел за свой старый компьютер с зеленым монитором и сам написал продолжение. В нем сын лесника, съеденный в первом фильме велоцирапторами, возвращается на остров вместе с внучкой создателя парка. Он хочет разрушить парк окончательно, она — сохранить его. С ними случаются разные приключения, и в результате они, конечно, влюбляются друг в друга.

Тогда я не знал, что написал то, что сейчас называется фан-фикшн — выдуманными историями с уже существующими персонажами. Я сохранил тогда свою историю на компьютере. А через несколько лет вышел «Парк Юрского периода-2». И его сюжет был высосан из пальца. Сиквел фильма никогда не может сравниться с продолжением, которое мы уже создали в своей голове.

Whatyoulike

Начинающий писатель всегда задается вопросом, о чем ему стоит писать. Обычно ему говорят: «Пиши о том, что хорошо знаешь». В результате часто получаются ужасные истории, в которых не происходит ничего интересного. Поэтому лучший совет — не писать о чем знаешь, а писать о чем хочешь. Напишите такую историю, которая нравится вам самим. Мы занимаемся творчеством, поскольку нам это по душе. Вся художественная литература — это, по сути, фан-фикшн. Лучший способ решить, чем заняться — это подумать о том, чего бы вам хотелось достичь, но ещё не сделано, и потом сделайте это. Создавайте картины, на которые вы сами хотели бы смотреть, музыку, которую хотели бы слушать, пишите книги, которые хотели бы прочитать.

Usehands

4. Пользуйтесь руками

Мой любимый мультипликатор Линда Барри однажды сказала: «Ваши руки — это самый первый цифровой девайс». Когда я учился писательскому мастерству в колледже, мне приходилось, как и всем, сдавать свои сочинения, набранными через двойной интервал шрифтом Times New Roman. И у меня все выходило ужасно. Стоило мне только начать писать от руки, как работа пошла веселее, и ее качество заметно улучшилось.

Чем дальше я держусь от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Microsoft Word — это мой враг. Я все время пользуюсь им на работе, поэтому в остальное время стараюсь с ним не связываться.

Думаю, что чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше получаются произведения. Можно почувствовать чернила на бумаге. Можно разложить листы по всему столу и перебирать их. Можно положить текст везде, где на его будет удобно смотреть.

Меня часто спрашивают, почему я не создам приложения Newspaper Blackout для iPhone или iPad. Я отвечаю, что, есть некое волшебство в том, чтобы держать в руке печатный лист. В творческий процесс вовлекаются многие из чувств — даже запахи могут подарить совершенно особенный опыт.

Elvis

Искусство, которое идет только от головы, ничем хорошим быть не может. Посмотрите на любого талантливого музыканта, и вы поймете, о чем я. Когда я составляю стихи, я не чувствую, что это работа. Это как игра. Мой совет: найдите способ вовлечь свое тело в работу. Рисуйте на стенах. Стойте во время работы. Раскладывайте вещи на столе. Пользуйтесь руками.

Sideprojects

5. Сторонние проекты и хобби — важная вещь

Главная вещь, которую я понял в то недолгое время, что я был художником: именно сторонние проекты «выстреливают». Под ними я подразумеваю те вещи, которые сначала казались незначительными. Просто игрой. Однако как раз эти вещи действительно стоящие — именно в них заключается волшебство. Мои «зачеркнутые» стихи (The blackout poems) были таким сторонним проектом. Если бы я занимался только написанием коротких рассказов, если бы не давал себе свободно экспериментировать, я бы никогда не стал тем, кто я сейчас.

Guitar

Не менее важно иметь хобби. Что-то исключительно для себя. Мое хобби — это музыка. Мое творчество адресовано всем, а музыка — только мне и друзьям. Мы собираемся каждое воскресенье и устраиваем шумиху на час-два. И это прекрасно. Итак, совет таков: выделите себе время на безделье. Найдите хобби. Это пойдет на пользу, и вы никогда не знаете, куда приведет вас ваше увлечение.

Dogoodwork

6. Секрет: делайте что-то хорошее и размещайте там, где люди увидят это

Я получаю много писем от молодых художников, которые спрашивают, как им найти своего зрителя. «Как сделать так, чтобы меня кто-то открыл»? Я очень хорошо их понимаю. После окончания колледжа у меня тоже был в некоторой растерянности. Учебный класс — это прекрасное, хотя и искусственно созданное для творчества место — профессору платят за то, что он занимается твоими идеями, а твои сокурсники платят за то, чтобы интересоваться ими.

Никогда в жизни у вас больше не будет таких внимательных зрителей. Однако вскоре вы узнаете, что миру в целом нет дела до ваших идей. Это звучит жестко, но это так. Как сказал Стивен Прессфилд, «это не значит, что люди необразованы или жестоки, они просто заняты». Если бы существовала какая-то секретная формула завоевывания аудитории, я бы рассказал вам ее. Но я знаю только одну не такую уж оригинальную формулу: «Сделайте хороший проект, и поместите туда, где люди смогут его увидеть».

Этот процесс проходит в 2 этапа:

Шаг 1: «Сделайте хороший проект» — невероятно сложен. И здесь нет рецепта быстрого успеха. Занимайтесь своей идеей каждый день. Терпите неудачи, делайте лучше.

Шаг 2: «Сделайте так, чтобы проект увидели» — был сложным только 10 лет назад. Теперь же все очень просто — «поместите проект в интернет».

Wonderatsomething

Вы должны удивляться вещам, которым никто кроме вас не удивляется. Если кто-то находит удивительными яблоки, удивляйтесь апельсинам. Одна из тех вещей, которым я научился будучи художником, — чем более открыто ты делишься своими чувствами, тем больше людям нравится твое искусство. Художники — не фокусники. За раскрытие своих секретов не последует никакого наказания.

Snoopdog

Верите или нет, но меня очень вдохновляют люди вроде Боба Росса и Марты Стюарт. Боб учит людей рисовать, а Марта рассказывает, как преобразить свой дом и всю жизнь. Они оба делятся своими секретами.

Людям нравится, когда ты раскрываешь секреты, и иногда, если у тебя это хорошо получается, они покупают то, что ты продаешь.

Когда ты открываешься и вовлекаешь людей в творческий процесс, ты сам учишься. Я очень многому научился у ребят, которые присылали свои сочинения на сайт Newspaper Blackout. Я много заимствую у них. Мы взаимно обогащаем друг друга.

Поэтому мой совет: осваивайте интернет-программы. Узнайте, как делать вебсайт, как работать в блогах, «Твиттере» и прочих подобных сервисах. Найдите в интернете людей, которые любят те же вещи, что и вы, и общайтесь с ними. Делитесь с ними идеями.

Geography

7. География больше не управляет нами

Я счастлив, что живу именно сейчас.

House

Я вырос посреди кукурузных полей в южном Огайо. Когда я был ребенком, единственное что я хотел — это попасть в компанию к художникам. Вырваться из южного Огайо и очутиться там, где что-то происходит.

Сейчас я живу в Остине, в Техасе. В целом, классное место. Повсюду масса художников и других творческих людей.

И знаете что? 90% моих наставников и коллег не живут в Остине. Они живут в интернете. Большая часть моих проектов, разговоров и творческих знакомств происходят в сети. Вместо реального общения в художественных студиях, я завел приятелей в твиттере и Google Reader.

Вся жизнь случайна.

Benice

8. Старайтесь быть хорошим человеком (потому что мир тесен)

Скажу об этом вкратце. Это единственная причина, почему я здесь — для того чтобы найти новых друзей.

Heretomakefriends

Курт Воннегут сказал об этом намного лучше: «Я знаю только одно правило: нужно быть добрым, черт возьми». Золотое правило стало еще более ценным в нашем таком тесном мире. Важный урок: если вы говорите о ком-то в интернете, он это обнаружит. Все набирают свое имя в гугл-поиске. Лучший способ победить врагов в интернете — игнорировать их. Лучший способ приобрести друзей — говорить о них хорошо.

Beboring

9. Будьте скучными (это единственный способ что-то сделать)

Как сказал Флобер: «Нужно быть правильным и последовательным в повседневной жизни — это позволит быть страстным и оригинальным в работе». Я скучный парень, работающий с 9 до 17, и живущий в тихом районе вместе с женой и собакой.

Весь этот романтический образ богемного художника, который употребляет наркотики, слоняется без дела и спит со всеми подряд, — полностью выдуман. Он предназначен для сверхчеловека или для того, кто хочет умереть молодым. Правда в том, что искусство требует много энергии. А энергии не будет, если тратить ее на посторонние вещи.

Вот несколько советов, которые принесли пользу лично мне:

— берегите себя;

— завтракайте, делайте пару подтягиваний, нормально спите. Помните, что я говорил раньше о том, что хорошее искусство идет из тела?

— не берите в долг;

— живите просто. Экономьте на каждой копейке. Свобода от финансовых стрессов означает свободу в искусстве;

— найдите дневную работу и держитесь за нее. Такая работа приносит деньги, связь с миром и рутинным распорядком. Закон Паркинсона гласит: работа заставляет лучше распределять время. Я работаю с 9 до 17 и занимаюсь творчеством ровно столько же, сколько занимался, работая по полдня.

— заведите календарь и дневник. Вам нужен список предстоящих и прошедших событий. Искусство требует постепенной работы. Совсем несложно написать страницу в день. Делайте это 365 дней в году, и у вас получится большая повесть. Календарь поможет вам планировать работу. Вот календарь, который я использовал, когда писал книгу.

Timem

Календарь показывает конкретные цели, помогает вам оставаться на плаву и с удовольствием зачеркивать выполненные задачи. Заводите календарь для любой цели. Разбейте выполнение задачи на маленькие промежутки времени. Превратите это в игру.

Heavyreading

Для прошедших событий я предлагаю вести дневник. Это не регулярный журнал, а просто маленькая книжечка, в которую нужно заносить все, что вы делаете каждый день. Вы поразитесь тому, насколько полезным может быть такое ежедневное записывание, особенно через несколько лет.

Создайте крепкую семью. Это самое важное, что вам придется сделать. Хороший супруг будет не только вашим партнером, но и коллегой, другом, тем, кто всегда рядом.

Creativityis

10. Творчество — это отказ от ненужного

Часто художник бросает именно то, что в итоге делает его искусство интересным. В наш век информационного изобилия успеха добьются те, кто поймут, что нужно отбросить, чтобы сосредоточиться на том, что для них действительно важно. Посвящение себя чему-то означает отказ от других вещей. Это верно и в отношении искусства.

Творчество — это не только вещи, которые мы решаем включить, но и те, что мы исключаем. Или вычеркиваем. Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать.

Международный день кукольника

21 марта

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (International Day of Puppetry) пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол (Union Internationale de la Marionnette, UNIMA) в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение.

Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета UNIMA, дата празднования была определена.

Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день кукольника.

Мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность
Мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность

Президент UNIMA Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».

А по мнению известной деятельницы индийского театра кукол Капилы Ватсяаян: «Мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа. Для меня театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности это — настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…».

Замечательные работы Екатерины Дудник

Картины размещены с разрешения автора. Анастасия, огромное Вам спасибо.

замечательный мир Анастасии Столбовой
Я в восторге от этих работ

Если вы нажмете на картинку, то попадете в гости к Насте.

История тряпичной Энни.

Создателем куклы Реггеди Энн считается Джон Бартон Грюэль (Gruellе),который родился в Арколе, Иллинойс, в 1880 году. Грюэль был свободным художником – рисовал карикатуры и комиксы. В одном месте я прочитала, что он рисовал также политические карикатуры.
В 1906 году он переехал в Кливленд, где делал до десятка карикатур для местной прессы каждую неделю. Еще через два года, в 1908 году, он начал рисовать для детей. Его работы появлялись в заметных иллюстрированных журналах того времени.
В 1914 году случилась, на первый взгляд, неприметная вещь: дочка Джонни Грюэля – Марсела – нашла на чердаке потрепанную тряпичную куклу. Грюэль сказал, что эта кукла принадлежала когда-то его матери. Личико куклы совершенно выцвело и стерлось, и Джонни нарисовал его заново – круглые черные глаза, треугольный красный носик и улыбающийся рот. Из старых вещей Марсела сшила кукле новый наряд . Куклу назвали «Рэггеди-Энн» - под влиянием стихотворений поэта Джеймса Уиткома Райли «The Raggedy Man» и «Orphan Annie».
Джонни не только талантливый художник, но и сочинитель.
Он написал кучу историй о приключениях Рэггеди-Энн, а еще он же написал сказки «Friendly Fairies» - «Дружественные феи» ("эльфы-помощники"?). Естественно, иллюстрации рисовал сам.
 



Осенью 1915 года случилось несчастье – во время вакцинации от оспы в школе Марселе занесли какую-то грязь, девочка страшно заболела. Отец просиживал у ее постели часами, рассказывал сказки про Рэггеди-Энн… 8 ноября Марсела умерла. Ей было всего тринадцать лет.

Как украшение на платье куклы Энн нашито тряпичное же, кукольное, ненастоящее сердце. На нем написано: «Я люблю тебя». И этот, казалось бы, пустяк решает все. Рэггеди Энн оживает (во сне девочки Марселлы: подробность для тех, кто следит лишь за внешним ходом событий) и спешит спасти девочку. В «Историях про Рэггеди-Энн» действие происходит в основном в спальной комнате Марселы. Жизнь Энн полна приключений. В книжках Джона герои-игрушки "оживают", когда их маленькая хозяйка выходит из комнаты — и задумывают игры при участии Фидо, собаки Грюэлей, и "игрушечных приятелей" — куклы Бабетты, Маленького Коричневого Мишки, дяди Клема… Они рыскают в поисках приключений по всему дому, по саду, попадают в Глубокий-Глубокий Лес – и везде встречаются с чудесным и удивительным.
Джон Грюэль считал: "Если книжка - для детей, то ничто в ней не должно пугать и расстраивать ребенка, он не должен видеть зло и жестокость в настоящей детской книжке". Поэтому все его книги о милой тряпичной кукле и ее друзьях - это рассказы о светлой дружбе, веселых приключениях, добром волшебстве, радости и любви.
Рэггеди-Энн старается все делать правильно, да только у нее не всегда получается. Она скатывается по ступенькам, позволяет птицам вить гнезда из ее волос…

Жизнерадостная и веселая, неугомонная Энн является воплощением всего того, к чему мы стремимся. Она как бы воплощает собой то, что «хорошо». Эта кукла осталась вечным наследием доброго человека по имени Джонни Грюэль.
После смерти Джонни истории продолжили сочинять его брат Джастин и сын Уорт. Сегодня истории Рэггеди-Энн пишут и рисуют первоклассные авторы и иллюстраторы.
Но мне кажется, лучше, чем создатель Рэггеди-Энн, уже никто не нарисует.
 
Однако вернемся к началу.
В 1918 году в память о своей дочери Джонни решил напечатать истории о Рэггеди-Энн. Чикагский издатель Фолланд, который занимался детской литературой, взялся публиковать книжки об этой кукле. В качестве рекламной акции, которая помогла бы продаже книг, издательство предложило наладить выпуск кукол Рэггеди-Энн.


 

Джонни Грюэль согласился, и вся семья принялась за работу. Обе бабушки, тети и дяди, жена Джонни и два его сына дружно взялись за дело. Кукол изготавливали прямо на дому.
В 1920 году Грюэль запатентовал вторую куклу – брата Энн – Энди. Это событие было приурочено к выпуску очередной книги.
Интересно, что в начале двадцатых Энди производила компания Фолланда, а Энн – другая компания, «Бирс, Килер и Бауман». Таким образом, брат и сестра не представляли собой "согласованную" парочку.


В 1922 году в облике Рэггеди-Энн произошли изменения. Теперь она становится старше. Ее простое, некрасивое лицо получает немного другое выражение. Теперь у нее глаза-кнопки, розовые щеки, ехидная улыбка. Ее одежда становится красивее, изящнее, в вышитых фартучках ощущается женская рука.

В двадцатые Джонни Грюэль -"Raggedy Man", как его называли, - продолжает работать. Он публикуется в «Космополитен», его карикатуры и комиксы выходят в воскресных газетах.
В 1927 году Грюэль выпускает полноцветный комикс «Брут» (или «Брутус»), который становится очень популярным.
Джонни Грюэль – Джон Бартон Грюэль – умер в 1938 году.
Сейчас весь мир признает его талант иллюстратора и писателя, но в первую очередь он известен как создатель популярной куклы.

 

В пятидесятых началось коллекционирование кукол Энн и Энди, появились чайные сервизы, детская посуда, другие предметы с логотипами Рэггеди. Фирмы были уверены, что с таким логотипом они продадут что угодно. В середине пятидесятых Рэггеди-Энн завоевала и Европу.
В середине семидесятых выпускались пластмассовые куклы высотой 60 см, а потом и куклы для чревовещателей – высотой 75 см, но популярностью они не пользовались. Люди предпочитали куклу мягкую, тряпичную, а главное – безмолвную.
Сейчас произведенная в промежутке между 1920 и 1934 годами 40-сантиметровая кукла стоит около двух тысяч долларов, а 57-сантиметровая – две с половиной тысячи. Эти куклы имеют маркировку «Запатентована 7 сентября 1915 года». Они сшиты из ткани, у них рисованные лица, негабаритные руки и ноги, рыжие волосы.
В середине мая 1998 года в Арколе, Иллинойс, родном городе Грюэла, впервые прошел фестиваль в честь Джонни и его знаменитой куклы. Два незабываемых дня ярмарки ремесленников, театрализованных представлений и парадов. Фестиваль стал ежегодным событием.
Через год в этом же городе открылся музей Рэггеди Энн и Энди. Владельцем и директором стала внучка Джонни Грюэла – Джони Ваннамейкер (Joni Wannamaker).
28 мая 2002 года Тряпичная Энни, Аня-Тряпка, Потрепанная Энни – в общем, Рэггеди-Энн вошла в «Национальный зал славы игрушек».
Многие художники сейчас говорят, что Рэггеди-Энн была их первой куклой и что она вдохновила их на дальнейшее творчество. 
Музей существовал десять лет. 2009 год – последний в жизни музея, он закрывается из-за «железной руки финансов».



День рождения Рэггеди Энн отмечается 7 сентября – в день получения патента. В 2005 году на официальном сайте куклы были подведены итоги особенного конкурса. Люди, для которых эта кукла значит очень много, прислали в редакцию сайта свои эссе. Самые трогательные и лучшие истории были опубликованы. В них шла речь в основном о кукольных реликвиях.
Согласно легенде, у первых Рэггеди-Энн на груди имелось маленькое конфетное или шоколадное (в общем, сладкое) сердечко. Сейчас сердечки, естественно, несъедобные. Не знаю, удалось ли кому-то из коллекционеров найти куклу с настоящей шоколадкой на груди. У современных кукол на месте легендарного "сладкого сердца" всегда вышито маленькое сердечко с надписью "I love you".
Сейчас лицензия на производство куклы принадлежит Hasbro, Inc., а права на книги - компании Simon & Schuster, Inc.
 Драматург Уильям Гибсон по истории создания куклы, истории Марселы и ее отца написал пьесу, ставшая основой динамичного и яркого мюзикла, который ставится очень многими театрами по всему миру под названием " Тряпичная кукла Реггеди Энн".

Ну а мы, кукольницы, любители смастерить игрушку из тряпочек любим эту куклу за простоту исполнения, наивную улыбку и копну шерстяных волос.

Авторская кукла на Руси

Авторская кукла на Руси

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен были тряпичные авторские куклы. В некоторых домах их до ста штук накапливалось. Эти авторские куклы были не всего лишь девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока еще они ходили в рубахах. Но как только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока еще дети были небольшими, авторские куклы им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать всякая девочка. Матерчатые авторские куклы – простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", аккуратно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили более затейливых авторских кукол, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой авторские куклы получались особенно хорошо, и она делала их на заказ и это были эксклюзивные авторские куклы. Лицо вышивали либо наводили карандашом, а в более ранних авторских куклах – угольком. Серьезно приделывали косу и ленту в нее вплетали, в случае если шили девку, а в случае если бабу, скажем, прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам – платочки, бабам борушку наденут. Умение ребенка оценивали взрослые. Авторские куклы рассматривалась как эталон рукоделия, многократно на посиделки параллельно с прялкой девочки-подростки брали повозку с авторскими куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы, В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционную манеру одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Авторских кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала собственные авторские куклы на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти авторские куклы переходили к детям. При кукольных забавах проигрывались можно сказать все деревенские праздничные обряды. В том числе свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень ответственно, сохраняя порядок обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И всякая девка приносила с собой коробейку с авторскими куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все прочие, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. Впоследствии венчания кукле - невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, после этого молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на данном заканчивалась. В деревенской авторской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, в случае если необходимы были куклы - женихи либо мужики, брали просто щепочку. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали заданный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему нередко игрушка – свадебный атрибут. Авторские куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Шитье художественной куклы в России закончилось, как и многие «буржуазные пережитки», сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонами пришли безликие резиновые пупсы. И лишь в 1997 году, спустя долгие 80 лет, музыка авторской художественной куклы, в непосредственном участии Кукольной галереи Вахтановъ и её неизменной хозяйки и вдохновительницы Ирины Мызиной, вновь зазвучала на российской земле.

Весьма долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись только лишь антикварные куклы. Правда, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и резко ворвалась в мир искусства. И ныне большую коллекционную ценность содержат не только лишь старинные куклы, правда и вакантной должности современных специалистов — настоящих «кукольных» художников-профессионалов.

куклы – это серьезно?

"Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе"(1 Кор. 15,41)

Некоторое время назад и в нашу страну (как всегда, с большим опозданием) пришла "кукломания". То, что раньше почиталось "блажью", стало модой. Коллекционировать кукол стало не менее престижно, чем картины или бриллианты. Тогда, "в начале славных дел", увлечение куклами могли себе в России позволить только богатые люди – кукол было мало, и стоили они поэтому очень дорого.


Но с течением времени ситуация изменилась. Сейчас даже человек среднего достатка может стать "куклоционером" – тем более, что для этого не обязательно разбираться в искусстве, достаточно просто оставаться в душе чуть-чуть ребенком. Но этот, в общем, положительный, процесс имеет и свою обратную сторону. В последнее время в кукольном сообществе разгорелись нешуточные страсти, чем-то напоминающие происходившую в начале ХХ века в русских литературных кругах "дискуссию о чистом искусстве". Признанные "мэтры" кукольного дела выражают недовольство засильем "пупсятины" среди современных российских авторских кукол. Ответственность за низкий художественный уровень работ молодых авторов они возлагают на недобросовестность некоторых владельцев галерей и организаторов появившихся "школ кукольного мастерства". Те, в свою очередь, обвиняют первых в "элитарности" и элементарной боязни конкуренции. Истина (если она вообще способна родиться в подобном споре) наверняка лежит где-то посередине. Но, на мой взгляд, не последнюю роль в этом конфликте играет появившаяся в последнее время тенденция смешивать понятия "коллекционная", "авторская" и "художественная" кукла. Давайте попытаемся разобраться в этих терминах, поскольку на самом деле они вовсе не тождественны

"Коллекционная" означает, что данная кукла не предназначена для игры (в общепринятом смысле), а является украшением, предметом декора. Она вполне может быть и промышленного производства. Иногда таких кукол называют также "интерьерными".

"Авторская" означает, что данная кукла сделана автором вручную. Она может быть выполнена в единственном экземпляре ("one-of-a-kind"), или быть тиражной ("limited edition"), но в любом случае все в ней (костюм, роспись, прическа) должно быть сделано автором лично. Конечно, автор может использовать какие-то готовые элементы. Никто, к примеру, не ожидает, что он должен самостоятельно ткать материал на платье, но уж сшить его он обязан сам. Бывает, что художник делает только эскиз (иногда первый экземпляр), а все остальные экземпляры делаются другими (иногда промышленным способом). В таком случае только этот первый экземпляр и будет авторской куклой. Авторство куклы подтверждается подписью автора на затылке (или в другом месте, например, на подошве) и сертификатом, который может быть написан от руки.

"Художественная" означает, что данная кукла выполняет эстетическую функцию, то есть, является произведением искусства. Очевидно, что степень "художественности" – материя весьма и весьма субъективная. Искусство призвано удовлетворять нашу потребность в Прекрасном, но ведь эта потребность у каждого своя. Субъективность восприятия приводит иногда к курьезам. Например, желая подчеркнуть высокий художественный уровень работы, ее называют "высокохудожественной". Именно это высмеивал Зощенко своим эпитетом "маловысокохудожественный".

А теперь предлагаю отвлечься ненадолго от кукол и рассмотреть одну пришедшую мне в голову аналогию. На мой взгляд, куклы среди "изящных" Искусств занимают примерно такое же положение, как сказки в Литературе – тем более, что и те, и другие первоначально предназначались для детей. По какому принципу мы отличаем сказку от других литературных жанров? Отличительная особенность сказки – то, что она уносит нас за границы реальности. Это относится не только к так называемым "волшебным" сказкам – я думаю, волка, говорящего человеческим голосом, никто в реальной жизни не встречал. Никому не приходит в голову ждать от сказки, что она непременно будет выдающимся литературным произведением, хотя некоторые (в основном, авторские) сказки вполне достойны такого определения. Их, кстати, с удовольствием читают и дети, и взрослые. Никто, наверное, не станет оспаривать литературных достоинств "Маленького Принца" или "Алисы". Но это совсем не означает, что, например, "Колобок" или "Курочка Ряба" никому не нужны.

Возвращаясь к куклам, я хотела бы заметить, что куклы, как и сказки, тоже раздвигают границы реальности, но, кроме того, они дают нам радость игры. Играть в куклы можно не только физически – играть можно и в воображении. Именно способность к игре и отличает куклу от скульптуры, а вовсе не формальные признаки, как, например, наличие ткани (в Америке есть даже такой термин "dressed sculptures " –"одетые скульптуры", которых отличают от "dolls" - собственно кукол). Куклы – достаточно демократичный жанр. Одна моя знакомая (закончившая, между прочим, Суриковский институт по специальности "живопись") на мой вопрос, почему она стала заниматься куклами, ответила: "В этой области никто не ждет от тебя "нетленки"". Действительно, разве каждая авторская кукла должна непременно быть художественной? Если бы это случилось, это было бы все равно, как если бы все люди стали вдруг красивыми. Согласитесь, это было бы ужасно – исчезло бы само понятие красоты. Меня иногда просто изумляет, до какой степени серьезно некоторые кукольники относятся к своему творчеству, забывая, что все-таки это в первую очередь игра. Такое впечатление, что, садясь за работу, они с самого начала планируют создать шедевр и ничего, кроме шедевра. Это, на мой взгляд, и приводит к тому, что понятия "авторская" и "художественная" кукла стали считаться тождественными. Конечно, каждому хочется признания, но прежде, чем назвать свое произведение "Художественной куклой" (а себя, соответственно – "Художником по куклам"), надо помнить, что самый верный способ не стать художником – это решить, что ты уже им стал.

Не могу обойти молчанием и еще один момент. Все, сделанное вручную, несет на себе отпечаток личности автора, но авторская кукла наделена этим вдвойне – как сделанная человеком по его образу и подобию. В этом – ее ценность, но в этом и опасность, ведь личности бывают разные. Мне случалось видеть работы, очень тщательно вылепленные, в искусно сделанных костюмах, которые при этом производили необъяснимо отталкивающее впечатление. А бывает – ничего особенного в кукле нет, и костюмчик "так себе", а чем-то неуловимым она притягивает. Это – уже из области мистики, одними только художественными достоинствами этого объяснить нельзя.

Куклы – мир, параллельный нашему. В последнее время об этом столько раз писали, что это уже стало банальностью, но, как всякая банальность, верно. Люди и куклы влияют друг на друга. Как и в мире людей, в мире кукол демократизация неизбежно приводит к усреднению вкусов. Именно этим объясняется большое количество вполне хорошо сделанных однотипных работ – в том числе, среди авторских кукол. Не думаю, что из этого нужно делать трагедию – каждый вправе играть в то, что ему по вкусу. Но тому, кто хочет что-то в мире изменить, нужно помнить, что начинать придется с себя.

 

Лада Константинова, специально для MyJane.Ru

 

Что такое примитивная игрушка

Это статья переведена ya-yuliya

"Примитивные куклы подразумевают вид кукол потрепанных
временем,залюбленных, домашних кукол. Так же эти куклы включают в себя
характеристики Наивного Искусства - т.е. искусства которое было сделано
руками нетренированных( необученных, необразовванных) художников - они
характеризуются простыми формами, и невысокой техничностью, неровными
линиями и нескоординированными цветами...

Простота и удивительное обаяние Примитивов кажется воплощением
детских рисунков и несомненно это является одной из главных причин
того, что они вызывают у людей положительные эмоции.

Этот стиль тканевой куклы, которые также известны как Народные
Художественные куклы, берет свое начало со времен первых Американских
поселенцев и Коренных американцев, которые использовали любые
подходящие общедоступные материалы, чтобы производить куклы для своих
детей. Поскольку магазинные куклы были для многих роскошью, то любящие
шить женщины использовали для создания куклы различные мешки от муки и
сахара, которых всегда было много. А так же многие тети и бабушки шили
кукол для своих детей из тряпочек, которые завалялись в их рукодельных
корзинках.

Примитивные куклы- прежнему популярны и узнаваемы в современном
кукольном мире. Тем не менее, несмотря на обычный, деревенский вид,
примитивная тканевая кукла считается одной из наиболее сложных в
технике исполнения кукол. Огромное внимание уделяется к деталям т.к.
важно придать им аутентичный, изношенный и неопрятный внешний вид, в то
время как другие получают классический вид, не слишком состариваются и
немного украшаются. Сегодня антикварные, родовые и причудливые,
народные куклы все подпадают в эту категорию - категорию 'примитивов'.

Так как же достигается такой внешний вид? Такой самодостаточный
внешний вид этих кукол достигается различными путями. Изготавливают
такие куклы из домотканых материалов, шерсти и других натуральных
материалов в приглушенных, бледных тонах, придавая им простую, часто
ассиметричную форму головы и тела. Некоторые не имеют черт лица. Их
головы, как правило, редковолосые или совсем лысые. Кроме того
используются несовместимые с тканью пуговицы (часто большие пуговицы),
которые используются для пришивания частей тела или для нашивания на
одежду, что отлично дополняет их внешний вид.Некоторые Примитивные
куклы могут держать в руках палки корицы. Иногда куклы держат флаги,
мягкую игрушку, домашнюю птицу, гирлянды, шитье и миниатюрные стеганые
одеяльца.

На одежде часто вышиваются стихи, поговорки с использованием
декоративных швов(стежков). Цвета звездного флага (красный, белый и
голубой) являются основной цветовой гаммой при шитье одежды для кукол,
хотя деревенские цвета осени также очень популярны.

Куклы Плантаций создавались во времена Американской Революционной
Войны. Церковные службы продолжались весь день и куклы помогли занять
детей. Если они были заняты, то церковные службы не будут нарушены.
Матери делали кукол даже из мужских носовых платков и клали кубик
сахара или конфету кукле в голову, чтобы дети во время церковной службы
могли ее сосать.

Ткань ухудшается с возрастом под воздействием сильного дневного
света, обесцвечивается и выцветает, а от пыли и грязи волокна могут
даже гнить. Ткань также плохо реагирует на чрезмерную обработку. Таким
образом, все эти факторы имеют в виду мастера когда воспроизводят
аутентичных настоящих примитивов. Куклы могут быть умышленно состарены,
придавая ткани «бедственный» вид. Достигается это такими методами как:
покраска, обесцвечивание, разрывая и штопая, добавляя грубо пришитые
потертые лоскутки, используют особые методы покраски с использованием
методов растрескиваний и «затертостей».

Ручная работа - вот определенным образом желательный вид
примитивов. Эти куклы обычно считаются самыми домашними, хотя
некоторые, возможно, даже назвали бы их уродливыми."

У меня мурашки от этого стихотворения Заболоцкий Н.А.

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Оставить комментарий

Комментарии: 14
  • #1

    Анюта Недбаева (Вторник, 27 Сентябрь 2011 20:24)

    Суперрр!!! Музыка трогает очень за душу

  • #2

    Татка (Четверг, 29 Сентябрь 2011 23:23)

    Теперь я начинаю свой день с этого клипа ,очень налаживает на нужный лад ,и помогает отделить зерно от шелухи

  • #3

    Анюта Недбаева (Суббота, 01 Октябрь 2011 18:47)

    Это очень хорошо, ты прям можешь настроиться на свою волну :-))))

  • #4

    Александр Антей (Среда, 05 Октябрь 2011 08:39)

    Танюша,в Калининграде очень красивые морские пейзажи, сделаю видио, покажу..

  • #5

    Татка (Среда, 05 Октябрь 2011 11:40)

    Саша ,жду с нетерпением !)

  • #6

    Елена Саломатина (Суббота, 08 Октябрь 2011 02:55)

    Классно!!!)))))

  • #7

    Наталия Кириченко Федорова (Суббота, 15 Октябрь 2011 16:01)

    Как тепло и уютно на вашем сайте!!! Спасибо Вам!!!Вы очень добрый и светлый человек...!!!

  • #8

    Татка (Суббота, 15 Октябрь 2011 16:20)

    Наташа ,для меня самое главное то бы на сайте люди себя чувствовали уютно ,ведь в место где плохо не хочется возвращаться .Пусть даже виртуально

  • #9

    Юлия Ершова (Вторник, 08 Ноябрь 2011 06:07)

    Музыка Энио Марриконе всегда трогает за душу, у него потрясающая музыка!

  • #10

    Биюшкина Катерина (Понедельник, 05 Декабрь 2011 15:40)

    Очень пригодится эта медитация каждому, кто хочет сделать свою жизнь и жизнь других лучше. И твой сайт, Тата, делает жизнь лучше-когда на него попадаешь на лице появляется улыбка, а от улыбки станет всем светлей))

  • #11

    Татка (Вторник, 20 Декабрь 2011 09:42)

    Катюша
    ,спасибо огромное !

  • #12

    Atbreizh (Пятница, 20 Январь 2012 23:55)

    Un réel plaisir d'avoir visité ce petit monde. Félicitations pour le travail et votre site qui est super;
    amitiés de Bretagne

  • #13

    Ирина Дрозденко (Суббота, 28 Январь 2012 21:15)

    Вы художник во всем! Так чувствовать прекрасное!.....

  • #14

    харламова лидия (Суббота, 17 Март 2012 21:25)

    спасибо чудесная мелодия.

Оставить комментарий

Комментарии: 8
  • #1

    Татка (Пятница, 30 Сентябрь 2011 13:53)

    Меня поразила эта девушка ,потому ролик о ней на моем сайте

  • #2

    Анюта Недбаева (Суббота, 01 Октябрь 2011 18:58)

    Дааа если это реальность, то это супер!!!!!

  • #3

    Анюта Недбаева (Пятница, 07 Октябрь 2011 14:42)

    Учила Жизнь меня быть доброй, мягкой,
    Из мелочей проблем не раздувать,
    Обидел если кто, всплакнуть украдкой,
    И больше о плохом не вспоминать.

    И только молчаливой стать сумела
    И скромной, словно Ангел во плоти,
    Как Жизнь давай учить меня быть смелой,
    Отстаивать позиции свои.

    Учила быть открытой и правдивой,
    И я сказала: вот он - верный путь!
    А жизнь с детьми беседою игривой
    Давай учить быть хитренькой чуть-чуть.

    И так во всём: я только стану щедрой,
    Так Жизнь ко мне обманщика ведёт.
    Я назову одну идею верной,
    А их десяток в очередь встаёт.

    Я возмущалась, дать ответ просила:
    Всё ж в идеале быть должна какой?
    И поняла, что Жизнь меня учила
    Всегда быть Мудрой и решать самой -

    Где промолчать, где честно повиниться,
    Где выживать в условиях войны,
    С кем доброй быть, кому Душой открыться,
    А от кого бежать, как от чумы

  • #4

    Татка (Пятница, 07 Октябрь 2011 14:49)

    Аня ,спасибо огромное !От этих строк у меня мурашки

  • #5

    Анюта Недбаева (Пятница, 07 Октябрь 2011 20:17)

    Я когда прочитала, тоже расчуствовалась :-)

  • #6

    Людмила Швецова (Пятница, 18 Ноябрь 2011 09:12)

    Девочке хочется пожелать удачи

  • #7

    Лариса (Суббота, 16 Март 2013 09:58)

    Аня, спасибо, слова за душу берут

  • #8

    vladimir (Вторник, 12 Ноябрь 2013 12:40)

    он украл мою книгу!
    http://www.ex.ua/183419556367 - сравните вот моя книга!!!!

 Я рада вас приветствовать в моем мирке! Мне здесь уютно и хорошо, надеюсь, вам тоже понравится. На страницах моего сайта вы найдете мои мастер классы, фотографии моих работ, окунетесь в мир небессердечных.

ваша Tatka

 

КаленДАРь - праздник на каждый день

Я в соц.сети

Я на однаклассниках
Я на однаклассниках
Я В КОНТАКТЕ
Я В КОНТАКТЕ

я на Фейсбук
я на Фейсбук

мои изделия на

я в инстаграме

Instagram

Я на Ярмарке мастеров

Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
счетчик посещений
Рейтинг блогов
Рейтинг блогов